Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Белёве основан в первой четверти XVI века белёвскими князьями.

Монастырь живописно расположен на высоком левом берегу реки Оки. В прошлом это место называлось Посадом и отделялось от крепости оврагом речки  Белёвки. При подъезде к городу открывается великолепный вид на Спасо-Преображенский мужской монастырь. Эта исторически сложившаяся панорама, во многом сохранившаяся и сейчас,  является  центром культурного наследия древнего Белёва. 

Спасо-Преображенский монастырь был родовой усыпальницей белёвских князей и поэтому пользовался их особым покровительством. Вместе с основанием монастыря князья обеспечили его существование, приписав к нему во владение свои богатые вотчины. Неоднократно монастырь посещал царь Иоанн Грозный, внося пожертвования для благоукрашения обители. В XVIII веке к монастырю были приписаны Свято-Введенская Оптина и Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустыни, что оказало плодотворное влияние для их дальнейшего самостоятельного существования.

В 1614 году в монастыре имелось уже пять деревянных церквей, главная из которых – Преображенская – была  «древяна вверх» (то есть  деревянная, шатровая).

Первым из каменных храмов в 1683-1686 годах  был возведен Спасо-Преображенский собор. В 1693 году архимандрит Иов  испросил  благословения возобновить древние святые ворота и поставить над ними церковь святителя  Алексия, митрополита Московского. В 1698 году была начата постройка  тёплой церкви Введения Пресвятой Богородицы, освященной в 1700 году. И, наконец, в начале XVIII века (1706-1712 гг.)  почти на самом берегу Оки была поставлена  ныне не сохранившаяся Предтеченская церковь, воздвигнутая по преданию на гробах белёвских князей. Монастырские постройки были обнесены  каменным ограждением.

Храмы  неоднократно перестраивались, поновлялись, но  в своей основе сохранили  стилистические  особенности  памятников древнерусского зодчества.

После победного окончания Отечественной войны 1812 года Спасо-Преображенский монастырь приступил к грандиозному по своему  масштабу строительству новой колокольни. Высота её вместе с венчающим шпилем   около 45 метров. Для небольшого уездного города, каким был Белёв в начале XIX века, сооружение весьма внушительное. К 1818-1820 годам строительство было завершено.

В 1920 году решением советских властей обитель была закрыта, монахи были изгнаны из своих вековых келий, которые были тут же заселены приезжим пролетариатом и назвали это все – «Краснорабочим поселком». С этого времени до середины 30-х годов в стенах Спасо-Преображенского собора был образован музей древности, куда были собраны все сохранившиеся от разграбления иконы и церковная утварь, но и это наследие от недолжного присмотра пришло в негодность, а что-то было украдено, и поэтому до наших дней практически ничего не дошло. В остальных храмах были устроены разные склады и хранилища, опять же без должного присмотра, из-за чего все храмы к концу ХХ века пришли в остро-аварийное состояние.    

15 апреля 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви, во главе с Патриархом Алексием II постановил возродить Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь. В том же году в обители появились первые насельники и началась устраиваться монашеская жизнь.

Монастырь является памятником архитектуры федерального значения и единственным в Тульском крае полностью сохранившимся архитектурным ансамблем, датирующимся концом XVII–XIX столетий.

Наместник монастыря игумен Арсений:

— Наш Белёвский Спасо-Преображенский монастырь является духовным центром и архитектурной доминантой города Белева. Богатая история и красивый вид Святой обители притягивает сюда многих паломников и туристов из разных уголков страны. Монастырь утешает всех своей вековой красотой и духовным  благолепием. Приезжайте к нам в гости, мы всегда рады вас видеть!

Храни вас Господь!

Некоторые святыни Спасо-Преображенского монастыря:



Белёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Статья для Википедии. Сводка данных о монастыре

Город БелёвТульской области
Координаты 53°48′21″ с. ш. 36°08′34″ в. д
Конфессия Православие
Епархия Белевская епархия
Тип мужской
Первое упоминание 1557 год
Дата основания 1525 год
Здания Собор Спаса Преображения • Алексеевская надвратная церковь • Церковь Введения Богородицы во храм
Игумен Арсений (Девятериков)
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 711520245020006 (ЕГРОКН). Объект № 7100282000 (БД Викигида)
Состояние восстановлен
Интернет-ресурсы, контакты и реквизиты Спасо-Преображенского монастыря: https://taplink.cc/belev.monastir

Белёвский Спасо-Преображенский монастырь — мужской православный монастырь в городе Белёве Тульской области.

Введение. Краткие сведения о монастыре

Монастырь является памятником архитектуры федерального значения и единственным в Тульском крае полностью сохранившимся архитектурным ансамблем, датирующимся концом XVII–XIX столетий. Белёвский Спасо-Преображенский монастырь является духовным центром и архитектурной доминантой города Белева. Богатая история и красивый вид Святой обители притягивает сюда многих паломников и туристов из разных уголков страны. Монастырь утешает всех своей вековой красотой и духовным  благолепием.

История

Основание монастыря

По преданию на месте монастыря стоял храм, в котором, ожидал покровительства князя московского Василия казанский хан Улу-Мухаммед, изгнанный на тот момент из своих владений. Предполагается, что монастырь основан в 1525 году. Источники расходятся в имени основателя монастыря, одни приписывают это однодуму из князей Солнцевых-Засекиных (имеется в виду скорее всего Михаил Иванович, который был в те времена в Белеве стольником и воеводой), другие князю Белевскому, Ивану Васильевичу[1]:

Поставить во обязаность игумену монастыря помнить вседневно Белевских князей, а во день их смерти служить соборне и раздавать милостыню. Иоанн IV Васильевич

Попытки установить точную дату основания монастыря, проводимые в конце XVIII века, результатов не дали:

…самаго же начала, с котораго года имянно издревле тот монастырь заведен, точнаго сведения не отыскано игумен Амвросий (1781 год)

XVI—XIX век

Первое письменное упоминание датируется 1557 и связывают с посещением монастыря и Белевской крепости Иваном Грозным при объезде южных рубежей Руси. Источник этих данных остается неизвестным, однако, запись во вкладной книге монастыря подтверждает существование обители к этому году. Перовое же, достоверно подтвержденное посещение монастыря Иваном Грозным, состоялось только в 1565 году.


Спасо-Преображенский монастырь. 1912 год

В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 —1620 годах от литовцев, поляков и др. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодная церковь святого Московского Петравеликомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге отряда Лисовского на Белёв монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского.

К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор, надворная церковь святого Алексия Московского (16931697), Введенская церковь (16981700), храм Дмитрия Солунского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (17061712). В 1820 году строится колокольня, к Преображенскому собору делается пристройка, в которой размещается монастырская библиотека. В 1864 году Введенская церковь перестраивается, она становится двухъярусной, с 2 пределами в нижнем ярусе (правым иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левым во имя святителей Василия ВеликогоГригория Богослова и Иоанна Златоуста) и 3 в верхнем (главный — в честь Казанской иконы Богоматери, правым преподобного Пафнутия Боровского и левым великомученика Димитрия Солунского). Кроме вышеперечисленных храмов и построек Белевский монастырь на 1869 год имел: настоятельские и братские кельи, а также Духовное Училище, основанное в начале XIX века. Так же, до 1854 года на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белевского округа, позднее упраздненное. В городе к монастырю относились церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Скорбященская часовни.

XX-ХХI век

В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря была приспособлена под жилье.

В 1970–1980-х годах на памятниках архитектурного ансамбля монастыря начались ремонтно-реставрационные работы, которые в конце 1980-х — начале 1990-х годов были свернуты из-за наступившего в стране финансово-экономического кризиса.

В эти же годы стал подниматься вопрос о возобновлении монашеской жизни в монастыре, но конкретные шаги были предприняты уже в начале XXI века. В феврале 2007 года в здании администрации Белевского района прошла конференция, посвященная проблеме сохранения и восстановления Белевского Спасо-Преображенского монастыря — единственного целостно сохранившегося в Тульской области архитектурного ансамбля XVII века. Тогда же впервые после закрытия монастыря под открытым небом рядом с монастырским собором был совершен молебен святым и новомученикам и исповедникам Белевским. В резолюции, принятой участниками конференции, было следующее: просить епархиальное начальство возобновить монашескую жизнь в монастыре и обратиться в Правительство РФ с просьбой о передаче ансамбля Спасо-Преображенского монастыря в безвозмездное, бессрочное пользование.

15 апреля 2008 года Священный синод Русской православной церкви во главе с Патриархом Алексием II постановил возродить Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь. В том же году в обители появились первые насельники и началась устраиваться монашеская жизнь.

Восстановление монастыря

В 2015-2018 годах на объектах монастыря проводились ремонтно-реставрационные работы. Спасо-Преображенский собор приобрел первоначальную полихромную окраску фасадов, на которую указывали историки еще в XIX веке. Архитектурное убранство и шесть цветов, использованные в декоре собора, придают ему особую торжественность. Первое богослужение в храме состоялось в 2016 году, еще во время реставрации.

19 августа 2019 года состоялся чин великого освящения соборного храма Преображения Господня.

Настоятели

Игумены (1525 – 1662 гг.)

  • Михаил (до 1564)
  • Кондратий
  • Трифон
  • Трифиллий
  • Геласий (упом. ок. 1584/1585)
  • Феодосии (упом. 1597)
  • Афиноген
  • Никандр (упом. ок. 1607/1608)
  • Аркадий (ранее 1611 — апрель 1613)
  • Давид (упом. 1613)
  • Феодосий (уаом. 1614/1615)
  • Иосиф (1616/1617 — 1618/1619)
  • Пимен (1618/1619 — 30 апреля 1623)
  • Сергий (1623—1634/1635)
  • Феодосий (упом. 1635 — упом. декабрь 1637)
  • Иов (Челюсткин) (упом. 1635 — упом. 1636) Свенский митрополит
  • Анисим (упом. 1639/1640 — упом. 1642/1643)
  • Геласий (21 июня 1643—1662)

Архимандриты (1662 – 1769 гг.)

  • Михаил (упом. 1662)
  • Гурий (5 декабря 1663 — 10 ноября 1670)
  • Иосиф (октябрь 1670—1672)
  • Иов (сентябрь 1673—1691/1692)
  • Иов (Марков) (1691/1692 — 21 июля 1718)
  • Глеб (Талипский) (1718—1721)
  • Павел (декабрь 1721 — июнь 1722)
  • Игнатий (1722—1723)
  • Тихон (май 1723 — 23 июля 1739)
  • Герасим (1739 — 17 марта 1755)
  • Феодосии (29 мая 1755 — 8 мая 1759)
  • Иустин (28 июня 1759—1767)
  • Симеон (1767 — июнь 1769)

Игумены (1769 – 1902 гг.)

Епископы, архимандриты, игумены (с 1902 г. по настоящее время)


Литература и источники

  1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — Москва: издание Ступина А. Д., 1908. — С. 870.
  2. Иеромонах Герасим (Дьячков). БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ // Православной энциклопедии / под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. 4. — С. 520—522. — 751 с. — ISBN 5-89572-009-9.
  3. Платонов О. А. Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия. — Москва: Институт русской цивилизации, 2010. — С. 58. — 680 с. — (Исследования русской цивилизации). — ISBN 978-5-902725-61-9.
  4. Архимандрит Леонид (Кавелин Л. А.). Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. — Санктпетербург: Типография Якова Трея, 1863. — С. 4—5. — 186 с.
  5. Афремов И. Ф. Краткое историческое описание города Белева с уездом его // Тульские губернские ведомости. — 1844. — № 18—21, 23-24, 28-29.
  6. Преподаватель кафедры церковной истории принял участие в освящении собора Белевского монастыря. Официальный сайт Московской Духовной академии (14 сентября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019.
  7. Иером. Герасим (Дьячков). Возобновление монашеской жизни в Белевском Спасо-Преображенском монастыре Тульской епархии (6 марта 2009 г.) // «Богослов» : Интернет-портал. — 11.12.2019.
  8. Реставрация монастыря. Официальный сайт Белевского монастыря (27 октября 2019). Дата обращения: 14 декабря 2019.
  9. Журналы заседания Священного Синода от 26 февраля 2019 года. Журнал № 19
  10. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. 2-е издание. — Тула: Пересвет, 2010. — 567 с. — ISBN 978-5-86714-287-3.
  11. Герасим (Дьячков), иеромонах. Белёвский Спасо-Преображенский монастырь Тульской епархии: Материалы к изучению некрополя / Под общ. ред. А. А. Шумкова. — 2-е изд., доп. — М.: Старая Басманная, 2009. — 80 с. — (Российский некрополь. Вып. 16). — 200 экз. — ISBN978-5-904043-27-8.
  12. Герасим (Дьячков), иеромонах. Белевский Спасо-Преображенский монастырь Тульской епархии: от основания до конца XVII в.. — М: Изд-во Московского гос. ун-та леса (МГУЛ), 2009. — 121 с.
  13. Герасим (Дьячков), иеромонах. Белевский Спасо-Преображенский монастырь Тульской епархии: история в лицах. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского гос. ун-та леса (МГУЛ), 2009. — 224 с.
  14. Герасим (Дьячков), иеромонах. Белевский край: Очерки церковной жизни XX—XXI вв. / Рец.: А. К. Светозарский, А. Н. Кашеваров; Конс.: С. В. Демидов. — М.: Свято-Владимирское изд-во, 2010. — 576 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-900249-53-7.
  15. Герасим (Дьячков), иеромонах. В озобновление монашеской жизни в Белевском Спасо-Преображенском монастыре Тульской епархииПортал Богослов.Ru (6 марта 2009 г.). Дата обращения: 6 марта 2011. Архивировано 12 мая 2012 года.

Ссылки