Божией милостию, по молитвам Богородицы и всех Святых в земле Белевской просиявших, обитель наша сподобилась принять долгожданную святыню! Почти год назад мы объявили о сборе средств необходимых для написания иконы «Всех Белевских Святых» и одновременно началась долгая и кропотливая работа по ее написанию. Слава Богу, всем миром, от малой лепты до крупных сумм жертвователи собрали необходимое! Святая икона написана стараниями иконописца Георгия и освещена Преосвященным Серафимом, епископом Белевским и Алексинским. Был изготовлен киот и в нем святый образ утвержден на северном стопе, в Спасо-Преображенском Сердечно благодарим всех, кто сотворил милость и поучаствовал в этом благом деле! Господь да благословит, помилует и спасет вас! Все Святые в земле Белевской просиявшие, молите Бога о нас! В дополнении сего радостного события предлагаем вам статью о иконографии данного образа: Иконография образа Белёвских святых Написание икон святых является древней традицией Православной Церкви, свидетельствующей о почитании угодников Божиих. В сегодняшней практике Русской Православной Церкви написание иконы подвижника допускается и предписывается его канонизацией. Наряду с почитанием отдельных святых Русская Православная Церковь празднует в течение года память ряда Соборов святых. Они объединяют подвижников по географическом признаку (собор святых определенной местности, например, Соборы святых Московских, Тверских, Владимирских, Тульских) и принадлежностью к определенному чину святости (Собор святых Двенадцати апостолов, Собор новомучеников и исповедников Российских). Празднование Собора святых имеет литургический характер: день празднования и состав Собора определяется решением священноначалия, по его благословению составляются молитвы, службы, пишутся иконы, ежегодно совершается память Собора. Белёвские святые не выделены в особый Собор, однако живое почитание их в православных общинах города Белёва, особенно в общине Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского мужского монастыря дало возможность написания их иконы. Для этого по благословению Серафима, епископа Белёвского и Алексинского наместник монастыря игумен Арсений (Девятериков) обратился в нашу мастерскую. Предстояло выработать новую иконографию, поскольку существующие иконы Белёвских святых не включали всех известных на сегодня, святых этого края, и не отражали связи изображенных с местом их рождения и подвига. В основу иконографии новой иконы легло традиционное для иконописи Русской Церкви трехчастное композиционное построение Собора. Оно включает само сообщество святых, символическое изображение объединяющей их местности и святынь, особенно почитаемых в ней. Как правило, эти элементы располагаются в трех горизонтальных регистрах композиции иконы. Верхний регистр иконы Белёвских святых занимает композиция Деисуса, центром которой является моление Богородицы и Иоанна Предтечи ко Христу. Глубочайшее содержание иконографии Деисуса, объединяющее сотериологические, эсхатологические, экклезиологические и литургические смыслы, послужило причиной размещения этой композиции в символически значимых пространствах храмовой росписи и в основной чин, ряд иконостаса – деисусный. В нашей иконе Деисус главным образом представляет небесную Церковь, Церковь святых, в общение с которой благодаря литургии, включаются верующие. Основу Деисуса, моление ко Христу Богородицы и Предтечи дополняют святые, в честь которых были освящены престолы храмов Спасо-Преображенского и Крестовоздвиженского монастырей Белёва: Андрей Христа ради юродивый, святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Николай Мирликийский, Алексий Московский, великомученик Димитрий Солунский, преподобный Пафнутий Боровский. Церковь Небесная вспомоществует Церкви земной в достижении спасения ее членов. Эта помощь осуществляется в молитвенном предстательстве Церкви Небесной пред престолом Божиим. «Одна она, – пишет святитель Феофан Затворник, – совмещает самых сильных и действенных ходатаев и помощников. На небе Сам Господь ходатайствует о нас, сидя одесную Бога Отца, собор Ангелов и святых молится за нас» i. В литургическом молитвенном общении с изображенными в Деисусе святыми многие христиане Белёва достигли святости и совершили переход из Церкви земной в Церковь Небесную, дополнив число угодников Божиих, прославив место своего земного служения и странствия. Идея единства и открытости друг для друга двух состояний (земное-небесное) одной Церкви Христовой в иконе Белёвских святых передается через совмещение в одном композиционном пространстве нескольких планов бытия-молитвенного предстояния ко Христу Небесной Церкви и изображенных в символическом пространстве Белёвской земли святых, прославившихся подвигом и служением в ней. Образ Белёвской земли в иконе передан обобщенным изображением позема с лещадками и в достаточной степени конкретизированным пейзажем монастырского ансамбля Спасо-Преображенского и Крестовоздвиженского монастырей на берегу реки. Заоснову изображения пейзажа взяты современные панорамные снимки, гравюры и литографии начала прошлого века. Домнантами архитектурного ансамбля монастырей показаны соборные храмы: Крестовоздвиженский, Спасо-Преображенский, Введенская и Святоалексеевская церкви, колокольни монастырей. За монастырской оградой изображены Богородицерождественская церковь и Свято-Троицкий кафедральный собор. Дополнение монастырского ансамбля этими храмами придаёт больший масштаб изображенному земному пространству, выводя его за границы монастырей в городские кварталы. Хотя, учитывая тот факт, что монастыри построены на Белёвском старом городище, на месте укреплённого древнейшего поселения на территории города Белёва «старого острога» XII- XIII вв., сам монастырский ансамбль мог бы служить образом города Белёва Как такового. Над изображением святого места помещена Композиция совмещающая святыни, которым посвящены монастыри Белёва -Преображение и Крест Господень. Икону Преображения держат ангелы, а Крест изображен в форме Константинова. Преображение и Крест – два символа христианской веры и два полюса христианского пути, свидетельствующие о диалектике кенозиса и славы. Универсализм этих символов дает возможность прочтения их как вех и индивидуальной судьбы изображенных святых, и судьбы вмещающего их пространства. Триумфальный смысл Константинова креста свидетельствует о победе Церкви, прошедшей через испытания богобочества ХХ в. и обозначает надежду на возрождение церковной жизни Белёва. Фон и поля иконы позолочены, золотой фон иконы символизирует Божественный нетварный свет славы Божией, в котором пребывают угодники Божии. Образы святых, в земле белёвской просиявщих, изображены в нижнем регистре иконы справа, слева и под изображением монастырского ансамбля. Избрано традиционное для иконографии соборов композиционное фронтально-рядовое размещение фигур и полуфигур святых. В центре помещены фигуры священномучеников святителей Никиты (Прибыткова) епископа Белевского, Игнатия (Садковского) епископа Скопинского, Петра (Зверева) архиепископа Воронежского. Этих святых объединяют и чин святости святители священномученики, и время служения, и особенности подвига. Все они приняли мученическую смерть за Христа от безбожной большевицкой власти (Святитель Петр в 1929 г., Святитель Никита в 1937 г., Святитель Игнатий в 1938 г.), своё служение они осуществляли в Белеве. Святитель Никита занимал белевскую кафедру в 1935-1937 годах, Святитель Игнатий в 1920-1932, Святитель Петр был настоятелем Спасо- Преображенского монастыря в 1909-1916 годах. Центральное место этих святых в композиции иконы обусловлено их епископским служением, знаменитое высказывание священномученика Игнатия Богоносца «Где епископ – там и Церковь» в полной мере относится к их подвигу. Белевские святители были не только Предстоятелями евхаристического собрания своей церкви, благоговейными совершителями богослужения, но и духовными лидерами своей паствы, утвердившими её в верности Святому Православию перед лицом соблазнов и нестроений ХХ века: безбожия, социальной утопии, тоталитарного политического режима, церковного обновленчества. Стоит вспомнить уникальную «белевскую автокефалию» священномученика Игнатия, порядок канонического церковного управления, сохраняющий верность святому Патриарху Тихону и исповедническое служение епископа Никиты в подпольных монастырях Белёва, его пророческое видение мировой истории и судеб России. Епископы священномученики занимают доминирующее положение в композиции как некий монолит – «утверждение Церкви». Центральное положение в группе священномучеников епископа Никиты (Прибыткова) обусловлено тем, что именно он совершил подвиг мученичества в служении на белевской кафедре, тогда как Петр и Игнатий стали священномучениками, будучи предстоятелями церквей в Воронеже и Скопине. Все священномученики изображены в богослужебных облачениях: саккосах, омофорах, митрах, что подчеркивает первенствующую значимость епископства именно как предстоятельства в ряду других проявлений подвига святителей, особого рода, чина святости. В руках они держат богослужебные Евангелия, поскольку возвещение Слова Божия, благовестие в Церкви – важнейшая составляющая епископского служения и кресты как признаки мученичества. Священномученик Никита изображен с широко разведенными в стороны руками, персты правой сложены в жесте благословения, левая держит евангелие, таким образом он словно обращается как архиерей к предстоящим иконе, свидетельствуя о продолжении своего служения в Торжествующей небесной Церкви. Справа и слева от группы святителей, ближе к переднему плану, изображены священномученик Кукша и преподобный Макарий Жабынский. Эти святые, имеющие непосредственное отношение к белевской земле, были единственными общечтимыми в Русской Православной Церкви из изображенных на иконе, вплоть до канонизации белевских новомучеников в 2001 году. Свяшенномученик Кукша издавна почитался на белевской земле как просветитель и креститель племени вятичей, первого славянского населения этих мест. До революции при Духовном училище Белева был храм, освященный в честь этого святого. Несомненно, христианизация Белева как крупного центра вятичей связана с подвигом этого святого. В настоящее время Белёвские краеведы нашли доказательства того, что Кукшу обезглавили на их земле. Место его предполагаемой гибели около села Таратухино было расчищено и запечатлено крестом. Также урочище Мокрячка было сочтено дном озера, иссушенного по молитвам святого, об этом чуде известно из его жития в Киево-Печерском патерике. На иконе священномученик Кукша изображен в иерейских облачениях: фелони, епитрахили и подризнике, красный цвет фелони и крест в руке святого указывают на его мученический подвиг, евангелие в руке на апостольское служение возвещения Слова Божия. Красный цвет облачения обладает богатым символическим значением, это и цвет пасхального облачения, и цвет пламенеющей любви Бога к Своему творению и устремленная к Богу пламенная любовь Его угодников. Это яркий и вечный символ пасхальной радости и победы над адом и смертью, символ прославления Искупителя Господа и Бога нашего Иисуса Христа, ликования в Царствии Небесном, где пребывают святые. Святой преподобный Макарий Жабынский и Белевский чудотворец подвизался во времена Иоанна Грозного и Смутного времени. Будучи местным уроженцем, он в ранней молодости принял постриг и после десятилетий подвига основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белева. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками. Вернувшись на пепелище, преподобный стал возобновителем монастыря. Монастырь стал одним из центров Православия на белевской земле. Общероссийское почитание преподобного Макария установилось в конце XVII-начале XVIII в. Преподобный Макарий изображен в монашеских облачениях, пастырский посох в руке указывает на его значение основателя и строителя обители. Справа и слева композицию изображенных святых фланкируют группы святыхновомучеников, преподобныхжен, связанныхс Крестовоздвиженским монастырем и святых мирян. За фигурой священномученика Кукши размещены преподобные жены Марфа (Палицина), Макария (Сомова) и Павлина (Овсянникова). Все они связаны с белевским Крестовоздвиженским монастырем и включены в Собор тульских святых как местночтимые благословением патриарха Пимена в 1987 году. Преподобная Марфа, именуемая в источниках «старицей» известна как основательница монастыря в 1625 году. Преподобная Павлина 29 лет управляла монастырем, окормлялась у оптинских старцев преподобных Леонида, Макария и Амвросия (прп. Леонид еще в детстве её предсказал ей игуменство). Она способствовала процветанию монастыря и устроению духовной жизни сестер. Монахиня Макария, из дворян фамилии Сомовых, с юных лет была монахиней Белевского Крестовоздвиженского монастыря, духовной дочерью Оптинского старца Макария. В 1862 году указом Консистории она определена из Белевского Крестовоздвиженского монастыря в Каширскую Никитскую общину. 28 июля 1862 года единогласно избрана настоятельницей, при ней в обители стало совершаться монастырское благоговейное богослужение, производились строительные и художественные работы, образовались мастерские сестер. Наиболее примечательно, что в её игуменство община получила статус монастыря. Управляла она обителью 27 лет. В возрожденном Никитском монастыре Каширы святую Макарию почитают: пишут иконы, составили молитву, тропарь и кондак. Преподобные Павлина и Макария изображены с элементами портретности и особенностями облачения, как они видны на дошедших до нас фотографиях. Над группой преподобных жен белевских помещены три полуфигуры святых мирян. Выше всех поставлен святой мученик благоверный князь Михаил Черниговский как родоночальник династии белевских удельных князей, с которыми связан Свято-Преображенский монастырь. «Помнить вседневно Белевских князей» завещал царь Иван IV, пожертвовавший монастырю вклады. При установлении праздника Тульских святых святой Михаил был включен в состав Собора. Святой князь изображен с крестом – атрибутом мученической кончины и с элементами княжеского облачения- корона, плащ, подбитый мехом. Ниже святого Михаила изображены Христа ради юродивые белевские Никифор и Стефан. Блаженный Никифор скончался в 1857 году, а в годы настоятельства в Спасо-Преображенском монастыре архимандрита Петра (Зверева) усердием благотворителей над могилой блаженного у южной стены Спасо-Преображенского собора было воздвигнуто каменное надгробие с неугасимой лампадой. Изображение святого выполнено в соответствии с его портретом и словесным описанием, данным священномучеником Петром. Блаженный Стефан Лисицын (1758–1815), раздал в Москве свое имение, переехал в Белев и принял на себя подвиг юродивого. Он в отличие от Никифора не включен в состав Собора Тульских святых, но он до сих пор имеет местное почитание, его могила на Троицком кладбище Белева остается местом паломничества поэтому было благословлено писать его на иконе. За фигурой преподобного Макария Жабынского помещены образы святого преподобномученика Исаакия II Оптинского, преподобномучениц Макарии (Сапрыкиной), Анфисы (Сысоевой) и Августы (Защук). Святой преподобномученик Исаакий II Оптинский, последний до момента закрытия настоятель Оптиной пустыни, с 1930 до своей мученической кончины в 1937 проживал в Белеве, посещал Никольскую церковь. К оптинскому архимандриту приезжали духовные дети, он вел регулярную переписку с оптинцами. Духовные дети предлагали старцу покинуть Белев, чтобы избежать гонений, но он ответил: «От креста своего не побегу!» – и остался в городе. По делу епископа Никиты священномученика за «создание подпольного монастыря тихоновской ориентации, проводящего систематическую контрреволюционную деятельность» он был арестован, судим и расстрелян в 1937 годуii. Святые преподобномученицы Макария (Сапрыкина), Анфиса (Сысоева) и Августа (Защук) объединены между собою и с преподобномучеником Исаакием II причастностью к одному и тому же делу, инспирированному НКВД, о причастности к подпольному монастырю и об антисоветской агитации. Все они были расстреляны в 1938 году. Святые Исаакий, Макария, Анфиса и Августа изображены атрибутами мученической кончины – крестами, а так же с элементами портретности и особенностями облачения, как они видны на дошедших до нас фотографиях. Над группой преподобномучениц размешены полуфигуры святых мучениц Марии(Лактионовой), Агриппины (Лесиной)и преподобноисповедницы Софии (Гриневой). Святые мученицы также проходили по делу о подпольном монастыре и были расстреляны в 1938 году, они изображены в мирских одеждах и с крестами в руках. Светлые, разбеленные цвета одежд подчеркивают мученичество и уподобление ангельской природе, которое в соединении с духом полного смирения и покорности воле Божией являют в белевских мученицах невест Христовых. Выше них находится оплечный образ святой преподобноисповедницы Софии (Гриневой) Киевской. Она происходила из дворянского рода ктиторов Крестовоздвиженского монастыря. У Гриневых было имение на Оке в Калужской губернии. Находясь после смерти отца в Белеве, святая в детском возрасте посещала монастырь, настоятельницей которого была их бывшая гувернантка – игумения Евгения. Пребывание в монастыре оказало большое впечатление на будущую святую, так что по возвращении домой, она часто любила в детских играх упоминать увиденное в монастыреiii. В дальнейшем святой предстояло стать во главе различных монастырей, обители Отрада и Утешение в Калужской губернии, Покровского в Киеве, катакомбной обители в Ирпене. В 1981 г. схиигумения София (Гринева) была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских, прославленных Русской Православной Церковью Заграницей. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 августа 2012 г. схиигумения София (Гринева) причислена к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии. Её изображение ориентировано на прижизненные фотографии, а также на икону, написанную для канонизации в УПЦ МП. В наше время братоубийственной войны на Украине ее изображение среди белевских святых подчеркивает духовное единство русского народа, которое невозможно разделить по границам постсоветских государств. Среди святых жен Крестовоздвиженского монастыря предполагалось поместить преподобную Паисию Белевскую, но этого сделано не было. Выяснилось следующее: в1987 году её включили в Собор тульских святых, изобразили на иконе, один экземпляр которой находится в Всехсвятском Соборе, другой был подарен патриарху Пимену. На иконе её образ подписан как «cв. прп. Паисия игум. Белевск.». Молитвенное призывание её как преподобной Белевской есть в службе праздника. В списке тульских святых указана дата её кончины 30 7 1838 Такой игумении Белевского Крестовозвиженского монастыря не числится ни в архивных документах, ни в списке игумений, помещенных в исследовании архимандрита Леонида (Кавелина) Белевский Крестовоздвиженский монастырь, изданного в 1865 году. С 1828 по 1845 игуменьей была Епафродита. Архивные материалы изучал Владимир Николаевич Сухопаров, он проанализировал все материалы ГАТО об Крестовоздвиженском монастыре, среди них Послужные списки монахинь за каждый год с 1817г. Они составлялись игуменией и подавались правящему архирею, являются очень надежным историческим источником. Игумении с именем Паисия там нет. В поисках этой святой было предпринято обращение к Жизнеописаниям отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков, издание Афонского русского монастыря 1910 год. Этот текст в ходе исследовательских работ на кафедре теологии Тул ГУ был определен как один из источников сведений при установлении праздника собора Тульских святых в 1986 году. В томе за июль месяц была найдена заметка об игумении Паисии, чья дата смерти совпадает с датой святой, указанной в списке тульских святыхiv. Из данного текста следует, что игумения Паисия к Белевскому Крестовоздвиженскому монастырю отношения не имела. Происходя из Черниговской губернии, с 17 лет до своей смерти неотлучно подвизалась в Севском Троицком девичьем монастыре. Видимо, готовившие материалы для установления праздника Собора Тульских святых, по ошибке включили игумению Паисию в число тульских святых. И если она и может считаться Белевской игумений, то только на основании такового именования в службе тульским святым. В силу вышеизложенного пришлось отказаться от изображения преподобной Паисии среди белевских святых. В иконе Белевских святых с помощью художественно-выразительных средств представлена тема ликования Церкви торжествующей, во главе с Господом. Изображены представители различных чинов святости: святители, священномученики, мученики, преподобные, благоверные, юродивые, мужи и жены. На их чин указывают соответствующие одежды и облачения. Святые размещены подобно ступеням духовной лестницы, возводящей к Славе Божией. И, действительно, в центре иконы дан образ Преображения, события явления Славы Божией ученикам Христовым (показавый учеником Твоим славу Твою). Таким образом, полнота членов Церкви Христовой в единстве Небесной и земной Церкви, разнообразии даров святости показана осиянной Славой Божией, дающей благодать и силы в осуществлении призвания Божественного Учителя, Иисуса Христа.